В рамках прикладного анализа поведения, или АВА создано немало диагностических методик и программ развития ребенка, основанных на труде Скиннера "Вербальное поведение". Труд фундаментальный теоретический, пособия донельзя практические и прикладные.
Это такие программы как VB-mapp, Abbls-R, Peak и другие.
Итак, VB-mapp (The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program) — это программа, которая оценивает навыки вербального поведения и социального взаимодействия у детей с аутизмом и другими нарушениями развития. Разработана Марком Сандбергом на основе изучения типичного детского развития, и охватывает уровень навыков примерно до 4-летнего возраста.
Два важных момента - для детей с аутизмом и другими нарушениями развития. То есть по сути для всех. Нормально развивающегося ребенка двух лет обследовать, и увидеть, какой этап его развития следующий - тоже можно. Только обычно никому не нужно. Двадцатилетнего юношу с уровнем развития примерно соответствующему возрасту около 3 лет - можно тоже. Пятилетнего ребенка с синдромом Дауна - вполне.
Для того, чтобы понять, возможно ли детальное тестирование по VB-mapp, необходимо знать нормальный онтогенез и примерно представлять себе, как выглядит и ведёт себя ребенок одного, двух, трёх, четырех лет от роду в случае неотклоняющегося развития. Примерно представлять, соотнести с предполагаемым объектом тестирования, и сделать выводы о необходимости оного.
Тестирование VB-mapp устроено довольно просто. Есть три уровня развития. Первый - от 0 до 18 месяцев, второй - с 18 до 30, третий - с 30 до 48. Есть уровни, есть вехи, основные из них я описала в этой и этой статьях. Есть методы оценивания каждой вехи, в свою очередь по уровням тоже. Например, Такт, уровень 1. Ступени 1,2,3,4,5. Каждая ступень описана. Что ребенок должен знать и уметь, как это выяснить. Тестируем, выясняем, определяем уровень. Например, Такт 1, ступень 2. И вот нам программа - следующим этапом развития ребенка будет ступень 3.
Вот так просто. Не скакать вокруг шкафа и потом вокруг ребенка - что бы нам ещё развить... Какое бы пособие дать... А видеть цель, вот она, на бумаге. Сначала поставь ее, а потом уже подумай о пособиях. Спокойная взвешенная стратегия без истерик и с пониманием причин, откуда что берется и вытекает - вот что такое функциональный подход к речи.
Как помочь ребенку перебраться со ступени на ступень... Какие задания давать, какие пособия подготовить... Какую веху формировать в первую очередь, какая может подождать... От какой вехи зависит освоение соседней... Что делать, если одни вехи успешно формируются, а эта застряла...
Следующий после "Вех" раздел называется "Преграды к обучению". И этим названием все сказано. Есть уровень, необходимо обучение. Можно ли учить? Или преграда - преградила, и учить НЕЛЬЗЯ?
Что это за преграды, например. Эпизоды агрессии или самоагрессии. Проблемы с руководящей ролью взрослого. Резко ограниченный круг интересов. Проблемы визуального восприятия. Обсессивно-компульсивное поведение. Аутостимуляции. Навязчивости. Сенсорные защиты. Гиперактивность. Сильная зависимость от поощрений, быстрое ослабление мотивации. Проблемы с артикуляцией.
Пробежав глазами этот список, вы, возможно, с облегчением выдохнули - ну, это все про сложных. С этим к психиатру. Мой, слава Богу, здоров. Просто немного тут и тут проседает, берём и учим. Да, действительно, такие вещи как обсессивно-компульсивное поведение или гиперактивность - прерогатива психиатра. Прежде всего надо подобрать соответствующее лечение, потом уже все остальное. Да и вообще, мы все подразумеваем под термином "поведенческий ребенок" что-то такое совсем ужасное. Орет, носится, лицо вам и себе расцарапывает. Не норма, конечно. Какая уж норма. Это только совсем тяжёлые так себя ведут. И часто специалисты, общаясь в своем кругу, обсуждают между собой - Нет, поведенческих я не беру. Только речевых. Ну, или что-то в этом духе. Парадокс в том, что речевой вполне себе может быть поведенческим. И норма - сколь угодно поведенческой.
Да, норма вряд ли расставит машинки в строго определенной последовательности и впадет в часовую истерику, если одну из машинок сдвинуть на миллиметр. Норма вряд ли выложит на стене кабинета инсталляцию из продуктов жизнедеятельности организма. Вряд ли будет рыдать от звуков вашего обычного голоса. Вряд ли будет с утра до вечера кружиться вокруг своей оси с завываниями. Но вот проблемы с руководящей ролью взрослого, например - сплошь и рядом. В относительной норме. Не абсолютной - с абсолютной все же к специалистам не ходят. Хотя проблемы с руководящим контролем есть и там, и разгребают их обычно школьные учителя. Но в том, что мы обычно называем таким нестрашным термином как "задержка". Задержка речи, например.
Просто не говорит. Или говорит, но как китаец. Или во рту каша. Клиент логопеда, короче. Вот, учите. План, программа. Но нет, "говорит" ребенок. Без речи, но говорит. Поведением говорит. Я учиться - вообще не планировал. Поиграть - да, согласен. Порисовать, возможно. Полепить. Задания эти ваши - ну нет. Я не подписывался.
Знаете, скажу вам как специалист. В целом нейротипичный ребенок с сохранным интеллектом, но отсутствующей руководящей ролью взрослого - история часто похуже, чем самый поведенческий аутист. Второму правила приходится разъяснять и устанавливать долго - но сделав это раз, второго не нужно. Вот зона для занятий, вот карточка сначала, вот карточка потом. Вот вознаграждение. Сначала это задание, потом вознаграждение. Проходит месяц хаоса и воплей (с каждым днём всё меньше) - и вот он, за столом сидит и задание выполняет. Выполнив - песочные часы сам переворачивает и ровно пять минут на ковре играет. Поиграв - за стол возвращается. Сохранный интеллект же (в том числе и эмоциональный) думает - ага. Не прокатило. А что если так попробовать? А вот так? Что угодно, как угодно - лишь бы не работать. И такая дребедень - каждый день. Из сорока минут занятия 30 выясняем, кто тут главный. И оставшиеся 10 - ну, так и быть... Вот что такое отсутствие руководящей роли взрослого.
Эта преграда - отсутствие руководящего контроля, стоит не особняком, как видите. Она в одном ряду со всякими ужасами вроде обсессивно-компульсивного. В ОДНОМ! Что агрессия и самоагрессия. Что гиперактивность. Что отсутствие руководящего контроля - это ситуации, в которых учить ребенка НЕВОЗМОЖНО! Вот так вот, совсем. Если эти преграды ярко выражены.
Тестирование VB-MAPP даёт возможность оценить и выраженность преграды. Очень просто, в баллах. 1 балл - ну да, периодически психует и швыряет пособия. Ну да, иногда кружится и трясет руками. Ну да, иногда сползает под стол, когда задание сложное. Но потом обратно приходит. Но успокоить легко. Ну потряс - и опять работает. Преграда - есть, да, мы галочку поставили. И будем над ней работать. Между делом. Если преграду мы оценили в 1-2 балла, мы составляем для ребенка план коррекции развития. И, работая в рамках этого плана, попутно работаем и с преградой. В процессе.
Если же преграда оценена нами в 4 балла - корректировать уровень развития ребенка НЕЛЬЗЯ! Преграда не даст нам этого сделать. Встанет и преградит, работа у нее такая. Преграда - всегда первая. Потом - вехи и уровни. Только устранив преграоу, мы сможем приступить к коррекции речи, например. Развитию памяти. Внимания. Мышления. Только так. Если 4 балла - не между делом!
Родители тяжёлых детей обычно это понимают. Если ребенок изо дня в день стремится выйти в окно, и при этом не говорит - они сначала разбираются с окном, а потом с речью. Если же ребенок не говорит, но все понимает, а понимая, сотрудничать со взрослым отказывается - его приводят куда? Правильно, к логопеду. За речью. Учите. А учить-то невозможно. Преграда. Средний логопед обычно с VB-MAPP и аналогичным не знаком. Клиент - его стопроцентно. Надо речь развивать, знаю как, умею. Ну да, не хочет ... Наверное я не нашла подход. А если так? А вот так? А так?
Правильно мыслит логопед. Можно и нужно и так, и вот так. Неправилен один единственный посыл - нельзя между делом. В промежутках между развитием речи. Не получится. Сначала - пренраоа, потом уровень. Сначала научить сотрудничать. Принять идею, что я тебя учу, а ты учишься. То есть делаешь то, что я тебе говорю. Руководящий контроль формируется, руководящая роль взрослого устанавливается. Эта проблема - решаема. Но это - ПРОБЛЕМА, которую между делом решать нельзя.
Поэтому. Если вы логопед, и к вам пришел ребенок, который категорически не желает выполнять ваши задания - осознайте это как преграду и поработайте над ней.
Если вы родитель - отнеситесь с пониманием к словам специалиста, что работы над речью пока не будет. Вот так вот, совсем. Пока не наладится поведение. Не торопите специалиста, а лучше перестройте свои детско-родительские отношения таким образом, чтобы преграда устранялась не только в кабинете специалиста.