Не говорит, не понимает речь, странно себя ведёт, делает крылышки и строит рядочки - это аутизм? Или, может быть, сенсорная алалия? Давайте разбираться.
Поскольку баталий вокруг этих диагнозов море, начиная от того, что сенсорной алалии не существует, и весь этот симптомокомплекс все равно в спектре РАС, заканчивая мнением, что сенсорная алалия гораздо легче аутизма, сразу оговорюсь, что ниженаписанное - лишь мое личное мнение. Основанное, впрочем, на 20 с лишним годах практического опыта ну и на хорошем классическом обучении, конечно.
Давайте с разных мнений и начнем. Обычно я пишу - начнем с мифов, но в этом случае это не мифы, а именно мнения, и мое имеет равное право на существование вместе с любыми другими. Точнее нет, давайте начнем с портрета ребенка с аутизмом иди ребенка с сенсорной алалией. Давайте сразу решим, что ребенок этот - маленький, в коррекции пока не был. Что он из себя представляет? Да, собственно, то, что я написала в первом абзаце.
Не говорит, а если говорит, то сам по себе, его речь не несёт никакой функции - она не отображает увиденное прямо сейчас, не служит диалогу. Ваших инструкций он то ли не понимает, то ли понимает, но не выполняет, поди разберись. Людей вокруг себя в принципе особо не замечает, а если замечает, то отношение к этим людям примерно как к мебели в комнате - мне надо на шкаф, я стул подвину, или вот этот предмет мама за руку приведу, он иногда полезнее стула. И, поскольку человек обычно без понятия, не понимая речь, куда его ведут и что сейчас будет - он гипертревожен, гиперчувствителен, реальную опасность не понимает, а пылесоса боится до ужаса. Таков маленький ребенок с аутизмом. Или сенсорной алалией?
Аутизм - когда человек, возможно, понимает, но не умеет коммуницировать, и поэтому не в контакте с окружающим миром.
Сенсорная алалия - когда рад бы коммуницировать, но не понимаю ничего. Идите, покоммуницируйте на русском с китайцами в центре Пекина. Через пять минут начнёте орать, топать ногами, крутить перед глазами верёвочку и выглядеть натуральным аутистом.
Те, кто утверждает, что сенсорной алалии не существует, приводя и алалию и аутизм к общему знаменателю - аутистический спектр, по-своему правы. Действительно, поди различи. А пока будешь различать, потеряешь время. А цели коррекции все равно одинаковы, и начинать ее надо как можно раньше. Одинаковы, одинаковы, не спорьте. Учить ребенка различать речевые и неречевые звуки, как в классической литературе советуют, вы начнёте как минимум когда он начнет понимать инструкции "дай" и "покажи", а также дифференцировать несколько предметов, а до этого что с ним делать будете? Вот то-то же.
Опять же, все алалии - диагноз чисто логопедический, и используемый чисто на постсоветском пространстве. Ни в Европе, ни в Америке алалий нет. Есть спектр. Правда в любимой нами МКБ расстройство рецептивной речи, то бишь понимания ее, всё-таки отдельно от аутизма присутствует. И с точки зрения нейропсихологической науки все же при всей внешней схожести и трудности дифференциальной диагностики аутизм и алалия имеют разную мозговую природу. При аутизме поражены подкорковые структуры, при сенсорной алалии - кора головного мозга. Правда на МРТ это все опять-таки толком никто не видел, а если видел, то опять на уровне предположений.
Что же нам со всем этим делать? Наконец перейду к личному практическому опыту. Он, личный опыт, говорит, что дети с сенсорной алалией и дети с аутизмом, конечно же, дети разные. Не на первой встрече эту разницу видно, и не на третьей, а постепенно, в процессе коррекции и динамического наблюдения. Постепенно станет видно, что этот много чего понимает, оказывается, только не умел никак это до нас донести. А этот рад бы понять, вот прямо рад - и инструкции охотно выполняет, но... все подряд. И дай, и покажи, и сядь, и встань, что-нибудь - а вдруг угадаю? Ребенок с аутизмом просто не будет ничего делать, пока морковкой условной перед носом не помашешь. Ребенок с алалией - будет, но не то. Есть разница.
Вопрос, зачем нам она. Для постановки целей - неважно. Они одни, определяются путем тестирования уровня навыков. Методы будут разными, но их мы уже в процессе работы подберём. И - разным будет прогноз...
Диагноз аутизма ставит только психиатр. Сенсорную же алалию вполне может поставить и логопед, и ставит ее. Что-то же он должен поставить при виде ребенка, не понимающего речь. Аутизм - не имеет права, но у него есть свой терминологический инструментарий. Подразумевая часто аутизм, ставит сенсорную алалию, так как что-то же надо. К логопеду с неговорящим ребенком идут все. К психиатру же доходят далеко не сразу - вот откуда вал сенсорной алалии. Да просто это первое, что вообще могут поставить. Потом переиграть на РАС. Или не переиграть.
От того, что логопед считается специалистом таким, несерьёзным, не то что целый психиатр, и отношение к диагнозу сенсорная алалия - соответствующее. Ну гораздо легче чем аутизм же. И снова возвращаюсь к моему практическому опыту, который говорит - НЕТ.
Аутизм при сохранном или высоком интеллекте - это всегда очень странное детство и очень часто абсолютная мимикрия под нормальный социум во взрослом возрасте. Не умея освоить интуитивно, подкоркой, все тонкости социальных норм и отношений, аутист делает это корой, через анализ этих самых отношений. Мозг дозревает до подобного анализа годам к 15, не раньше, именно поэтому даже при сохранном интеллекте все вышенаписанное в полном объеме - мама-мебель, крылышки, рядочки, спецынтересы и прочее странное. И способ этот, через кору, неплох, но очень уж энергозатратен, поэтому человек с аутизмом работая, общаясь, имея семью и детей, все равно от общения устает, все равно перегружается, все равно в группе риска всяких там психозов, неврозов и депрессий. Все равно он человек с аутизмом, даже если не отличить.
Но все равно именно о таком исходе мечтают абсолютно все мамы всех детей с аутизмом - чтобы хоть когда-нибудь, но в норму! И эти их мечты, как мы видим, часто небеспочвенны. А что касается детей с сенсорной алалией...
Снова мой практический опыт. Вот эта вот первая ступень коррекции - просто понять, что делать, когда говорят дай, а что - когда скажи "пока-пока" - часто преодолевается ГОДАМИ. Тем временем ребенок растет. В два года это сенсорная алалия. Что в семь, когда по-прежнему ложку от мяча не отличаем? Умственная отсталость. Умеренная либо тяжёлая степень. Ну а что ещё?
Как этого избежать??? Ведь изначально же не умственная отсталость была??? Во-первых, вопрос. Если речь идёт о поражении коры, очень часто оно все же не локально, а диффузно, то есть да, изначально умственная отсталость. Малышам ее ставить не торопятся. Во-вторых - избежать можно, проводя коррекцию такого ребенка отчасти как глухого. Не сидеть до упора годами на различении звуков, а давать да-да, ту самую альтернативную коммуникацию, которой вы так боитесь. Сразу, рано. Пекс, планшет, жестовый язык, что угодно. И тогда вы увидите, идёт ли развитие, минуя это несчастное восприятие речи на слух, которое пострадало, или стоит на месте. Усложняются ли мысли, появляются ли рассуждения. Через устную речь вы этого годами не увидите, через альтернативную же - сможете. И тогда и состоится та самая наконец правильная дифференциальная диагностика - умственная отсталость или сенсорная алалия. Тогда и может состояться самая близкая к норме компенсация. Лишая же ребенка с нарушением восприятия речи альтернативы этому восприятию - вы оставляете ему только одну дорогу.