Так же, как ЗРР, ЗПРР - скорее констатация факта, чем выяснение причины. Задержался, понять бы почему. Так же, как ЗРР, диагнозу ЗПРР место в карте ребенка максимум до 3,5 лет, после неплохо бы диагноз уточнить. Но одна единственная буква П в аббревиатуре меняет все.
Мы говорили, что ЗРР - диагноз, который может уточниться в трёх вариантах, но любой из них прогностически благоприятен, при любом из них мы подразумеваем плюс минус нормальный ход развития, тот, к которому мы привыкли - детский сад, школа, аттестат, семья, профессия. Поработать нужно, но если работа проведена, жизнь ребенка с ЗРР в прошлом обычна и привычна для нас. Ребенок с ЗРР - ребенок, который пока не говорит, но точно заговорит. Не такова ЗПРР.
ЗПРР мы ставим в том случае, когда ещё не очень понятно, что с ребенком, но очевидно, что это не просто "не говорит". Ещё и не понимает, не коммуницирует, странно себя ведёт, необычно играет... Не просто не говорит. Ещё что-то, осталось выяснить, что.
И вот тут уже возможно большое количество вариантов, но большинство из них привычного пути развития, в отличие от ЗРР, уже не предполагают. Уточним - без интенсивной коррекционной работы не предполагают вообще, какова бы ни была причина. Если ребенка ЗРР в ряде случаев можно просто понаблюдать и ничего не делать, то если с ребенком с ЗПРР не делать ничего, ничего и не будет. В смысле не будет нормальной скорости развития и нормы в дальнейшем. Это, пожалуй, главное, что необходимо в разрезе этого диагноза знать. Каковы же его варианты, что уточнять будем?
ЗПРР при уточнении может оказаться аутизмом. Может глухотой. Может сенсорной алалией. Может интеллектуальной недостаточностью. Это основные варианты, есть и их разновидности в виде каких-нибудь агнозий, но давайте пока останемся в рамках традиционной клинической классификации. Самое главное, ещё раз - ребенок с диагнозом ЗПРР нуждается в немедленном составлении и реализации плана коррекционного вмешательства.