Почему именно наш центр, в чем его особенность и концепция?
У любого детского центра есть свое лицо, направления развития и коррекции очень разнообразны, и хорошо если это лицо у центра имеется - значит его руководитель обладает целостной картиной происходящего процесса, представляет себе что он будет делать и, главное, зачем. Не секрет, что детские центры, бывают, открывают люди, малознакомые с педагогикой и психологией, в таких центрах каждый педагог, образно говоря, дует в свою дудку, велика текучка как персонала, так и клиентов. Эта "концепция" - неблагоприятный для вас и вашего ребенка вариант. Есть и другие.
Есть центры, "заточенные" сугубо на академические навыки.
Есть - "медицинской" направленности.
Наш центр - центр коррекции на базе ведущей деятельности и модификации среды.
Сейчас никто ничего не понял, поэтому поясним на практическом примере.
Васе 3 года, он пока не разговаривает и плохо понимает речь. Вася любит сортеры и вкладки и не умеет занять себя самостоятельно.
По результатам диагностики у Васи определен уровень развития, соответствующий 1-1,5 годам, ведущая деятельность Васи - предметная. Васе составлена интенсивная программа обучения в индивидуальном формате, подразумевающая модификацию среды посредством АВА-терапии, то есть прикладного анализа поведения - метода, когда поведение ребенка тщательно анализируется, и окружающая среда изменяется таким образом, чтобы обеспечивать дополнительное подкрепление и, следовательно, закрепление жизненно важных бытовых и социальных навыков. Также Васе показано нахождение в сенсорно обогащённой среде под руководством специалиста по сенсорной интеграции и также специалиста по ЛФК. Групповые занятия на данном этапе Вася не посещает, нахождение в коллективе сверстников пока что не будет должным образом стимулировать его развитие.
Васе уже четыре года, его понимание речи значительно улучшилось, Вася начал произносить отдельные слова, используя их для коммуникации, в основном эти слова обозначают предметы. Вася с трудом понимает обозначения действий и никогда не использует их в речи. Вася начинает генерировать простой игровой сюжет - грузит и везет машинки, проявляет интерес к сверстникам, но не вступает с ними в контакт. По результатам диагностики уровень развития Васи соответствует примерно 2-2,5 годам. Вася продолжает занятия в рамках АВА-терапии, направленные на дальнейшее развитие речи и коммуникации, также Васе рекомендовано посещение коммуникативной группы, направленной на развитие коммуникации через сюжетную игру. В группе среда организована таким образом, чтобы стимулировать не предметные, а именно игровые действия, а через них - коммуникацию. Поскольку игра - это прежде всего действия, мы ждём от коммуникативной группы и существенного обогащения глагольного словаря Васи. На базе уже развитой благодаря занятиям АВА-терапией имитации мы ожидаем существенного скачка в развитии Васи через естественное подражание сверстникам в разновозрастной и разноуровневой группе.
Васе пять лет, он говорит фразой, активно использует речь для коммуникации, генерирует развернутую сюжетную игру, взаимодействует с детьми, более охотно с детьми более младшего возраста. Общение с детьми такого же возраста у Васи пока вызывает затруднения. Речь Васи аграмматична, ему трудно согласовывать слова в роде, числе и падеже, наблюдаются множественные нарушения звукопроизношения. Уровень академических знаний не соответствует возрастной норме, Вася испытывает затруднения в подборе признаков предмета, в изложении своих мыслей. Уровень развития Васи соответствует примерно 4 годам. Васе рекомендовано продолжение АВА-терапии в менее интенсивном, чем раньше, формате, также добавлены занятия с логопедом. Из коммуникативной группы Вася переходит в группу свободной игры и общения, в которой происходит дальнейшее расширение и обогащение сюжетной игры как базы для развития мышления, а также вводятся подвижные и настольные игры с правилами для развития самоконтроля и саморегуляции, необходимых для обучения в школе.
Для развития этих же навыков Вася посещает нейропсихологические групповые занятия. Васе также рекомендованы занятия в изостудии с целью развития воображения как опоры наглядно-образного мышления, а также физиологичной постепенной подготовки руки к письму. Вася также посещает групповые музыкальные занятия для формирования темпо-ритмической стороны речи.
Васе семь лет, Вася общается при помощи развернутой речи, охотно взаимодействует со сверстниками, любит и умеет играть. В речи Васи присутствуют остаточные нарушения произношения дизартрического характера, сохраняются грамматические нарушения. Васе тяжело принимать проигрыш или нежелание других детей играть по его правилам, это вызывает у Васи фрустрацию. Вася испытывает затруднения в объяснении своих чувств и переживаний, с трудом описывает последовательность событий по сюжетной картинке. На групповых занятиях Вася часто нуждается в индивидуальном повторении инструкции, дополнительной коррекции поведения. Уровень развития Васи по результатам диагностики соответствует 5,5-6 годам, поэтому Васе рекомендована отсрочка школьного обучения на год, продолжение посещения игровой и нейропсихологической группы. Также Вася продолжает занятия в ИЗОстудии, очень их любит и демонстрирует хорошую технику. Лексико-грамматические нарушения и нарушения связной речи у Васи сохранятся и в школе, поэтому Васе необходимо максимальное развитие других его сильных сторон, одной из которых может стать хорошо поставленная и готовая к письму рука, а также уже сформированное чтение. Поэтому Вася посещает группу обучения чтению, продолжает посещать игровую группу, в которой особое внимание уделяется соблюдению правил игры и группового взаимодействия, начинает посещать группу школьной адаптации, в которой помимо продолжающегося обучения академическим предшкольным навыкам уделяется большое внимание формированию навыков поведения в школе. Индивидуальные занятия с АВА-терапистом и логопедом прекращаются, дальнейшая коррекция протекает полностью в групповом формате. Из индивидуальных занятий добавляются лишь индивидуальные занятия на блокфлейте, которые помимо ещё одной сильной стороны обеспечивают дальнейшую коррекцию звукопроизношения. Вне центра Вася посещает занятия по футболу, на которых также прокачивает навыки командной работы и группового взаимодействия, а также занятия по робототехнике.
Васе 8 лет, он учится в первом классе малокомплектной негосударственной школы, успешно осваивает программу обучения, без затруднений овладевает навыком письма, демонстрирует хорошую технику чтения, успешно функционирует в рамках школьных правил, не демонстрируя поведенческих сложностей. Васе по-прежнему сложно даётся пересказ и изложение своих мыслей, на письме отмечаются сложности регуляторного характера. Вася относится к группе высокого риска регуляторной дисграфии, поэтому продолжает групповые занятия с нейропсихологом, охотно ходит в игровую группу, в которой предпочитает настольные игры, развивающие внимание и память, начал посещение кружка юный экспериментатор, в котором познает законы функционирования мира, учится их формулировать, систематизировать и записывать. Продолжает заниматься на блокфлейте, уже не с целью коррекции, а с целью дальнейшего дополнительного образования, продолжает занятия футболом и робототехникой и благодаря успешной предшкольной подготовке успевает банально много гулять и общаться со сверстниками, что обеспечивает докоррекцию остаточных трудностей в развитии.
Сказочный Вася? Нет, грамотно организованный процесс коррекции на каждом этапе, благодаря отчётливому пониманию действительных, а не придуманных потребностей ребенка на каждом этапе его развития, как нормального, так и отклоняющегося и умелой модификации окружающей среды таким образом, чтобы она стимулировала развитие.
В нашем центре Вася не попадет в конкретную группу потому, что нам надо наполнить группу, он попадет в нее лишь тогда, когда она действительно будет ему показана, и покинет ее тогда, когда она перестанет отвечать задачам развития.
Не попадет к логопеду, когда рано к логопеду, не попадет на АВА, если не нужна АВА. Комплексное видение ребенка на пути его развития - вот метод и концепция нашего центра, опирающаяся на концепцию ведущей деятельности Выготского, в рамках которой только и возможно нормальное развитие. Разностороннее развитие и всесторонняя компенсация - вот наше кредо. И это вполне достижимо только педагогическими методами.