Особый ребенок, сложный случай. Ребенок, который относится к близкому взрослому примерно так же, как к шкафу, использует взрослого в качестве подпорки или подставки, коммуницирует с этим живым шкафом лишь тогда, когда хочет что-то получить - он усвоил, что этот шкаф умеет выполнять некоторые оригинальные движения своими запчастями для того, чтобы приблизить его к желанному объекту. Сам шкаф - он нет, не желанен, есть и есть себе. В необходимое движение приводится воплем или определенными действиями. Обычно этот набор действий для коммуникации со шкафом-мамой стандартен для всех - крик и действия ее рукой как орудием. Больше ничего коммуникационного наш ребенок делать не умеет, а, не замечая мир людей - ничему и не учится, оставаясь на годы в своеобразном анабиозе, темном младенчестве, там, где упоение вызывают солнечные зайчики на потолке, а свои руки перед глазами - лучшая в мире игрушка.
Обучение такого ребенка - процесс сложный и, даже в интенсивном формате, бывает что небыстрый. И это два очень демотивирующих фактора, конечно. Ребенку в норме ты читаешь книжку - и он упоенно впитывает каждое слово, смотрит взрослому в рот, эмоционально реагирует - ой, Таня плачет, а как же мячик... Это мило, это забавно, это восхищает - процесс обучения ребенка с нормальным развитием мотивационен сам по себе. Мотивационен настолько, что детей в норме радостно обучают все,кому не лень и всему, чему не лень, даже абсолютно в этом возрасте ненужному и неполезному. Зато какие эффектные ролики в соцсетях получаются! С особым же ребенком топчешься-топчешься, а выхлоп минимален, а он ещё и протестует...
Возвращаясь к началу статьи - руководящий контроль штука все же естественная. Да, чем "особее" ребенок, тем менее естественными кажутся вообще все процессы. Он же должен любить играть - а не любит. Он же должен повторять за взрослым - а не повторяет. Он же, в конце концов, должен понимать, что я его мама - а не понимает... Кажется неестественным всему этому УЧИТЬ - но УМЕТЬ-то естественно. Чем быстрее научим, тем естественнее будет выглядеть. Это все к чему - руководящий контроль постепенно входит в привычку и становится нормой для всех. И когда мы говорим о нескольких часах занятий с ребенком в день - мы говорим не о часах за столом и пособиями, а о ЖИЗНИ. Достаточно естественной, кстати. Итак, этапы новой жизни.
Ребенок без руководящего контроля может быть разным, и цели его обучения могут быть разными впоследствии - учить просить, показывать, называть, понимать... Но первая цель всегда одна - учить замечать того взрослого, который намерен руководить. Замечать - и учитывать в своей жизни как главного. И только из этой позиции - все дальнейшие задачи обучения.
Этап 1 - друг. Мы внимательно смотрим на ребенка и уважаем его интересы. Самые странные - уважаем, замечаем, даже записываем. Садимся рядом и играем так же. Предлагаем похожие предметы - а вдруг тоже понравятся? Предлагаем непохожие - а вдруг заинтересуется? Предлагаем простые сенсорные игры - наш ребенок живёт в мире ощущений, и он мастер ощущений. Поэтому пробуем их все, ищем канал, наиболее близкий именно этому ребенку. Кто-то любит играть с пеной и водой, кто-то тешит взор рядами машин, кто-то заслушается музыкальной шкатулкой, кто-то будет в восторге от подбрасываний и щекотки. Не отучаем, не препятствуем, не подсовываем обучалки - делаем то, что ребенок любит, вместе с ним. Результат этого этапа - вы ребенку становитесь хоть чуть-чуть, но интересны. Вы же как фокусник с постоянными сюрпризами из шляпы, вы же классный, и вы - принимаете, а не ломаете об колено, пытаясь загнать в общепринятые рамки.
Этап 2 - добрый хозяин и посредник. Вводим правило уборки игрушек. Заводим в обиход прозрачные закрывающиеся контейнеры, высокие полки вне доступа ребенка. Вне доступа - но не вне взора! Залог успешности обучения и вообще успешного взаимодействия с кем угодно - честность, и наш особый малыш не исключение. Мы ничего не прячем исподтишка, у нас просто есть правило - поиграли - убрали. Вон на ту полку, ты ее знаешь. Или вот в этот контейнер. Ребенок играет - мы ему не мешаем. Не решаем, что хватит, не выдираем игрушку из рук. Но следим внимательно. Отвлекся, занялся другим - убрали игрушку в контейнер или на полку. Игрушка любимая, и ребенок обязательно про нее вспомнит - а вы обязательно ее вернёте - после того, как ребенок даст вам знать, что желал бы ее назад. Любым способом, которым владеет - пусть даже криком. Вы пока не учили его другим способам, не имеете права и требовать. Вас видят, вам дают знать о своих желаниях - вот цель этого этапа. Не сам возьму что хочу - а вот это живое существо, уже не шкаф - мне сейчас даст. Оно всегда быстро даёт, я не нервничаю.
Впрочем, бывает что и нервничает. Хватает и швыряет контейнер превентивно, зная что в него уберут игрушку. Не даёт закрывать. Видя это - снова вспоминаем про принцип честности, а ещё - про руководящий контроль. Вы уже руководите, и это ваш дом. А в нем - такие правила Мы убираем игрушку после того, как перестали играть. Такие правила. Я их установила. Придется принять. Отдам игрушку быстро, сразу как только ты захочешь, но из контейнера достану ее сама. Результат этого этапа - ребенок не один выживает в этом мире, делая все желанное сам, а берет вас в союзники.
Этап 3 - бытовое взаимодействие. На этом этапе учим ребенка выполнять наши указания, причем выглядит это уже абсолютно естественно, в отличии от предыдущего несколько искусственного этапа, когда вы как курица-наседка ходите за ребенком с прозрачным контейнером. Впрочем почему так уж искусственного. Неужели более естественна ситуация, когда ребенок шурует в доме, сея хаос и разрушение, открывая шкафы и высыпая из них вещи, хватая и немедленно бросая одну игрушку, увидев другую, и впадая в негодование при ваших попытках навести порядок? Но тем не менее именно на предыдущем этапе и "сыпятся" большинство родителей, именно предыдущий этап - и есть первый шаг к руководству, донесение до маленького диктатора, что в доме хозяин все же не он. И именно этот шаг многие родители не готовы сделать психологически, хотя он вроде бы прост. Сделавшие его идут дальше, на этом этапе предъявляя ребенку простую бытовую инструкцию перед тем, как он получит желаемый предмет.
Да, сейчас отдам - Садись на ковер!
Вы сейчас дали ребенку - ИНСТРУКЦИЮ! Да, эта инструкция звучит очень обыденно, это вам не - скажи параллелепипед! Но это - ИНСТРУКЦИЯ. И вы уже - УЧИТЕ. А значит - инструкция ДОЛЖНА быть выполнена. Без вариантов, вообще. ДОЛЖНА. Как достигать этого будем? Да очень просто. Инструкция простая, раз. Выполняется максимально быстро, два. Помощь возможна, три. Не тянем и не ждём, четыре. Дали инструкцию - и либо ребенок ее хорошо знает и привык выполнять, что оптимально, либо вы помогаете ему ее выполнить немедленно. Просто усаживаете малыша на ковер. Инструкция выполнена, желаемое получено. На этом этапе не надо учить малыша выполнять новые инструкции, различать их на слух - мы слишком многого сейчас от него хотим, и это многое неизбежно вызовет протест! Задача этого этапа - выполнять что-то очень простое и знакомое, но ВСЕГДА. Результат этого этапа - начало понимания учебной ситуации, в которой есть задания, обязательные к выполнению.
Этап 4 и далее уже зависят от ребенка. Мы начинаем очень постепенно не учить учиться, а учить чему-то. Введем, например, не одну инструкцию, а подряд две. А потом и пять. Кого-то будем учить различать инструкции на слух. Кого-то - показывать предметы. Кого-то - повторять за взрослым. Дальше уже так красиво, как первые три этапа, расписать не получится. Но главное мы уже сделали - Нас видят. Нас признают за человека, а не за шкаф. И более того - за нами признают ведущую, а не какую-то ещё роль, и выполняют наши указания. Из этой позиции - можно УЧИТЬ.