Итак, что такое вообще АВА ( Applied behavior analysis) по-русски ПАП (прикладной анализ поведения), и при чем тут вообще речь. Об АВА все вроде бы наслышаны. АВА-терапия - это на горшок учить ходить, ложку в рот нести, глаз педагогу не пытаться вышибить и себе башку о стену не размозжить.
Да, действительно, всеми этими задачами занимаются АВА-тераписты. Пожалуй, только они и занимаются, поэтому именно про эти их задачи все и знают. С горшком уж точно ни к кому другому не побежишь за помощью. Уж точно не к логопеду.
Но для того, чтобы понять, что АВА - не только про горшок и ложку, придется залезть в дебри терминологии и для начала разобрать само это вроде бы банальное и привычное для нас слово - ПОВЕДЕНИЕ...
Поведение. Понимание речи. Стимул. Мотивация. Ну что тут объяснять, все понятно!!! Ан нет, оказывается, у всех этих, и других терминов есть четкие определения, имеющие не так много общего с тем, что нам там внутри кажется. Бог с ним, с пониманием речи пока, давайте с поведением сначала разберемся.
Что там с ним разбираться? Либо хорошее, либо плохое. Если хорошее, то и говорить не о чем, за плохое по жопе, за совсем плохое - к психологу или тераписту. Но это оставим родителям. Мы же, если специалисты, должны обратиться к терминологическому аппарату. Простой запрос Гуглу выдает, например, следующее:
Поведение – внешняя и внутренняя активность субъекта, проявляющаяся при его взаимодействии с окружающей средой.
Можно это определение поусложнять, но в целом годится. Поведение - ЛЮБОЕ взаимодействие любого живого существа со средой. Бывает хорошее, бывает плохое, бывает нейтральное.
Вы сели на диван, продемонстрировав поведение садиться на диван. Ваша собака ест мясо, демонстрируя поведение есть мясо. Ребенок плачет, демонстрируя поведение плакать в ответ на определенное воздействие окружающей среды. Вы разговариваете с мужем, демонстрируя вербальное поведение. Я пишу этот пост, демонстрируя определенную разновидность вербального поведения.
Поведение бывает внутренним и внешним, простым и сложным, врождённым или являющимся результатом обучения, но я не хочу вдаваться в эти дебри, хотя там очень интересно. Для этого есть соответствующее обучение. Нам же для понимания всего последующего необходимо знать, что изучением поведения занимается бихевиористическое ответвление науки психологии, что, в свою очередь, из бихевиористической концепции вырастает радикальный бихевиоризм Скиннера, на котором, в свою очередь, основана такая научная дисциплина, как прикладной анализ поведения applied behavior analysis, ABA), использующая принципы радикального бихевиоризма для решения практических проблем.
Резюме - АВА - это про практику. Поведение можно изучать и писать многотомники, тогда это радикальный бихевиоризм, а можно с поведением работать - тогда это АВА.
Пару слов о том, что практические проблемы, которые решаются в рамках АВА - вовсе не исключительно аутизм. Сохранение природных ресурсов, образование, (в том числе для систематического повышения школьной успеваемости), геронтология, поддержание здорового образа жизни, промышленная безопасность, когнитивно-поведенческая психотерапия - это я просто цитату дернула, поэтому не спрашивайте меня про природные ресурсы. Короче все эти практические проблемы решаются в рамках прикладного анализа поведения.
Прикладной анализ поведения вы найдете там, где даже не подозревали. Супермаркет побуждает вас купить товар по акции в точном соответствии с принципами ПАП. Ваш начальник мотивирует вас к более активному выполнению поставленных задач, используя постулаты ПАП. Вы раз за разом пытаетесь достать эту несчастную мягкую игрушку из автомата, потому что автомат предоставляет вам периодическое подкрепление прямо по учебнику ПАП. Вся ковидная эпопея и реакции на нее общества прекрасно просчитываются в рамках опять же ПАП.
В общем АВА - не только про ложку и горшок, как многие думают, и не про умение давать лапку за конфетку, а, собственно, вообще про все (не удивлюсь, кстати, если среди политиков люди с соответствующим образованием сидят)? Итак, ещё раз по полочкам, для верности.
Поведение - предмет изучения в рамках бихевиоризма, АВА - изучение поведение в рамках практических задач, поведение бывает в том числе и вербальным, речь - это вербальное поведение, соответственно АВА изучает и речь как поведение в том числе. На этом подробнее и остановимся.
Наука психология в привычном для классического дефектолога "разрезе", разработанном Л.С. Выготским, изучает высшие психические функции, в том числе и речь. И точно та же наука психология, в разрезе бихевиоризма, изучает поведение, в том числе и речь. Соответственно логопед и АВА-терапист изучают один и тот же предмет, только с разных, как говорится, углов, основываясь на разных научных трудах, в случае АВА это творение Берреса Фредерика Скиннера под названием "Вербальное поведение".
Чем же отличаются эти подходы к речи- структурный (логопедия) и функциональный (АВА) Структурный все логопеды знают. Звук, слог, слово, фраза. Кирпичики, из которых при желании и возможностях можно соорудить нечто. Из звуков скомпоновать слова, из слов фразу, из фразы развернутое высказывание. Все знают, все так работают. Вызывают и ставят звуки, из звуков формируют слова. Из слов - фразу, из фразы - монолог и диалог... Рабочая схема? Конечно. Но есть в ней хорошая такая дыра.
Вот пришел к логопеду ребенок, допустим, Вася. Молчит Вася. Все понимает, мимикой и жестами все вам расскажет, но молчит. Берет логопед подручные средства и ставит Васе звуки - не Р, разумеется, а те, что попроще, м, н, к и так далее, учит его эти звуки повторять. Научил говорить звук В и звук Д. Соединил из них слово Вода.
Вася рад - вау, так можно было! Вася, что ты хочешь? - Водаааа!!! Вась, что это в луже - Водаааа!!! Вась, чего ревешь? - Водааааа!!! (рукава мокрые), Вася, а что такое прозрачное и можно пить - Вода!
С Васей ещё полно работы, Васю нужно учить говорить сложные слова, составлять из слов фразы. Но огромная часть работы ррраз - и проделана Васей самостоятельно, без логопеда. Взял Вася слово вода - и использовал в нескольких различных функциях. Как просьбу, раз. Как сигнал о дискомфорте, два. Как называние, три. Как ответ на вопрос о функциях и характеристиках - четыре. Не Вася, а Петя, например, обучаемый речи через чтение, слово вода ещё и прочитает, пять, и из кубиков Зайцева напишет - шесть. Давайте седьмую функцию ещё добавим, которая, на самом деле, была первой, без которой и обучение бы не сложилось. Вася, повтори! - Вода! Семь. Слово - одно, функций - множество.
Но вот к этому же нашему логопеду пришел, допустим, Миша. Поставили Мише звук В, поставили Д, Миша, скажи - Вода! Вода - послушно повторяет Миша. Повторяет за вами, повторяет и за мамой, но по прежнему кричит и плачет, желая пить или намочив майку, и смотрит непонимающе, когда вы показываете карточку с изображением лужи, и задаёте вопрос - что можно пить?
Всего одну функцию слова вода освоил Миша - научился это слово повторять. И это кстати хороший такой у вас Миша, повторяет! Есть ведь ещё Коля. Который просто как рыбка молчит, и не понимает ничего. И что с таким Колей делать?!
Многие не получают необходимой ребенку помощи, обратившись не к тому специалисту. Ведь все знают, что логопед - это про речь. Но если логопед не знаком с функциональным подходом, и не умеет работать с Колей, будучи прекрасным специалистом по работе с Васями - ребенок зря потеряет время, которого у него немного. Речь - такая штука, легко заменяемая. Если ее нет - заместится криками, воплями, агрессией. И чем дольше этот период замещения длится - тем прочнее эта нехорошая альтернатива закрепляется.
Впрочем логопеды чаще всего от Коль и отказываются. Не умеют работать. И это хорошо и правильно, знать границы своей компетенции и иметь смелость заявлять, что знаешь не все. Ещё бы научиться и второму - отправлять Коль не в безвоздушное пространство, а по адресу. И этот адрес - АВА.